Обращение

Наша задача заключается в том, пришли служить люди, честные, которые будут на страже прав и интересов наших граждан.

Вконтакте

Баннерная сеть

Решаем вместе
Не получили выплату или льготную путевку? Есть предложения по улучшению работы органов социальной защиты?

Муниципальное бюджетное учреждение «Центр помощи

детям, оставшимся без попечения родителей»

Южноуральского городского округа

ул. Спортивная, 34а, г. Южноуральск, 457040, Челябинская область, Российская Федерация, тел./факс 8/35134/ 4 – 26 – 01, 4 – 25 – 04,

ИНН 7424000455,  КПП 742401001, БИК 047501001

электронный адрес: ddom.uuralsk@mail.ru

сайт: www.yu-deti.ru

 

ИНФОРМАЦИЯ  О МЕДИКО-ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ЖИЗНИ ВОСПИТАННИКОВ

Педагогический коллектив Центра не может остаться равнодушными к судьбе своих выпускников, ищут различные выходы из создавшихся ситуаций, пытаясь облегчить для подростков период их вживания в новую среду.

Для полного понимания психолого-педагогических проблем, возникающих  у наших выпускников в этот период, педагогам Центра предстояло, прежде всего, ответить на  ряд важных вопросов: как помочь детям в решении этих проблем? В какой  мере  нам удаётся подготовить к  самостоятельной жизни наших  воспитанников? Что надо сделать  для того, чтобы социальная  адаптация выпускников была успешной?

Появилась потребность выделить эту проблему, разработать её и попытаться осуществить в условиях Центра. Искали различные пути и методы работы.  Проанализировав судьбы наших выпускников, за последние пять лет,  мы сделали вывод, что если бы выпускникам была оказана своевременная, квалифицированная, постоянная помощь, заключающаяся в сопровождении подростка с момента выхода из Центра и до окончания учебного заведения, были бы решены многие проблемы в их обучении и жизни. Помощь, которую педагогический коллектив в тот период мог оказать выпускникам, заключалась в основном в проведении консультаций. Как показало время, такой вид помощи недостаточен. Необходимо было создать в Центре систему медико-психолого-педагогической и правовой поддержки выпускников.                                                                                                                              

Психолого-педагогическое сопровождение направлено на комплексное сопровождение процесса подготовки воспитанников организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к самостоятельной жизни, направленное на приобретение навыков психофизиологической саморегуляции личностное и профессиональное самоопределение, приобретение правовых, социально-экономических, социокультурных, психолого-педагогических знаний и жизненных навыков для полноценного развития, жизнеустройства и адаптации в обществе.

Для внедрения новых компьютерных форм диагностики, оборудования арт-террапевтического комплекса, мультимедийной установки, комплекса для обучения навыкам психофизиологической саморегуляции для психолого-педагогического сопровождения воспитанников Центра и для реализации программы подготовки выпускников Центра к самостоятельной жизни  между Министерством социальных отношений Челябинской области, Челябинским областным отделением Общероссийского благотворительного фонда «Российский детский фонд» и Фондом  поддержки детей находящихся в трудной жизненной ситуации заключили соглашение о выделении денежных средств в виде ГРАНТА на выполнение комплексных мер Челябинской области по развитию эффективных практик социального сопровождения семей с детьми, нуждающихся в социальной помощи.

Исходя из вышеизложенного, возникла необходимость разработать программу психолого-педагогического сопровождения выпускников для самостоятельной жизни «Школа жизни». Программа нацелена на реализацию мероприятий по подготовке выпускников Центра к самостоятельной жизни:

  • создание условий для позитивной социализации воспитанников Центра,

теоретическое и практическое обеспечение процесса социальной адаптации воспитанников,

  • формирование воспитанников культуры здорового образа жизни, ценностных представлений о физическом здоровье, о ценности духовного и нравственного здоровья; навыков сохранения собственного здоровья,
  • усиление мер, направленных на профориентацию выпускников, способствующих дальнейшему получению ими конкурентоспособных на региональном рынке труда профессий,
  • формирование у воспитанников внутренней готовности самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать перспективы своего развития (профессионального, жизненного и личностного),
  • психолого-педагогическая поддержка полноценного личностного развития воспитанников.

На обеспечение высокой  результативности  педагогу – психологу необходимо проведение соответствующих процедур психодиагностики, коррекционной, развивающей работы с воспитанниками. Для этих целей Министерством социальных отношений Челябинской области приобретены диагностические методики, которые обеспечат воспитанникам лучшую адаптацию и ориентировку в воспринимаемом мире, научат контролировать свое поведение, регулировать внутриличностные конфликты и т.д. методическое оснащение комнаты психологической разгрузки, интерактивная мультимедийная система, которые будут отличными помощниками на занятиях с детьми.

Приобретенные методики:

  1. Тест Векслера – определяет уровень интеллектуальных способностей детей и подростков,  выявления склонностей с целью будущего самоопределения и формирования необходимых навыков и умений будущей профессии
  2. Тест Люшера – предназначен для регулярного определения  и отслеживания эмоционального состояния детей, наличия внутренних эмоциональных конфликтов, стрессов.  Позволяет сформировать  рекомендации для нормализации состояний.
  3. Метафорические карты «Жизненный путь» используются для выявления скрытых проблем, внутренних личностных конфликтов, создает безопасную обстановку, доверие и снимает барьеры во взаимодействии психолога с детьми. Методом ассоциативного подбора  и описания выбранных карт к обсуждаемой теме.
  4. Песочная магия – инструментарий для проведения песочной терапии, песочной сказкотерапии. Позволяет выявлять и корректировать внутренние состояния детей, поведенческие реакции, корректировать отношение к жизненным событиям и планировать будущее.
  5. Профориентационная система Профи-II,позволяющая профессионально самоопределиться в выборе профессии воспитанников, учащихся в 7-11 классах.
  6. Арт-терапевтический комплекс с прозрачным мольбертом. Актуализация переживаний и выведение их во внешнюю форму через продукт художественной деятельности; создание новых позитивных переживаний, их накоплений; реконструирование психо-травмирующей ситуации с помощью художественно-творческой деятельности.
  7. Диагностика и развитие социальной ответственности и подростков. Программа предназначена для психологической оценки социальных качеств личности учащихся, влияющих на адаптацию, риск девиатного поведения, способность преодолевать кризисные ситуации и, эффективность коммуникации.
  8. Диагностика умственного развития выпускников и старшеклассников. Программа предназначена для оценки умственных способностей учащихся.
  9. Программно-индикаторный комплекс для обучения навыкам психофизиологической само регуляции по комплексу параметров и коррекции психоэмоционального состояния методом БОС.
  10. Методика экспресс-диагностики суицидального риска «Сигнал». Диагностика для экспресс оценки риска суицидального поведения.
  11.  АПК «Уверенность». Повышение самооценки, уверенности в своих силах, создание положительного эмоционального фона.
  12. Ноутбук.
  13. МФУ
  14. Проектор и экран.

Данные методики и оборудование помогают педагогу-психологу в определении состояния и степени сформированности Я-концепции каждого ребенка, выявляют проблемы и позволит скорректировать работу с ребенком в  ходе всего периода его нахождения в Центре. 

Владея и используя специальные методики и техники, педагог-психолог помогает воспитанникам осознать себя субьектом построения своей личности и своей судьбы, проявления внутренней мотивации собственного развития, способность преодолевать трудности, делать выбор собственного жизненного пути.

 

Пояснительная записка

         В настоящее время уровень социальной адаптации воспитанников интернатных учреждений (далее Центр), является недостаточным. Недостаточная адаптированность воспитанников – следствие целого комплекса причин.

         Обозначенные проблемы определили название данной программы – «Школа жизни».

         Данная программа реализует активизирующий подход к проблеме социальной адаптации, которой предполагает постепенное формирование у подростков внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению, к корректировке и реализации перспектив своего развития (личностного, жизненного, профессионального). Данный подход связан с идеями формирования положительной Я-концепции личности самопознания, гумманизацию и демократизацию педагогических отношений.

         У воспитанников Центра – масса проблем. Одна из основных – успешно влиться  современное общество и самостоятельно строить  вариант жизни Достойного человека.

         Настоящая программа направлена на развитие у подростков творческого мышления, коммуникативных умений, способности к предотвращению и разрешению межличностных конфликтов, эмоциональной устойчивости и саморегуляции, определить важнейшие требования к знаниям и умениям воспитанников, необходимых для их самостоятельной жизни.

Целью программы является комплексное сопровождение процесса подготовки выпускников организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни, направленное на личностное и профессиональное самоопределение, приобретение правовых, социально-экономических, социокультурных, психолого-педагогических знаний и жизненных навыков для полноценного развития, жизнеустройства и адаптации в обществе.  

Задачи программы:

 - подготовка воспитанников к самостоятельной жизни в плане приобретения необходимых правовых знаний, осознание ими своих конституционных прав и обязанностей, меры ответственности за их невыполнение;

 - создание условий для самоутверждения каждого воспитанника в рамках общественно-приемлемого поведения;

 - психолого-педагогическое просвещение воспитанников, обучение способам и приемам самоуправления как важнейшим условиям саморегуляции человека и благополучной социализации в грядущей взрослой жизни;

 - овладение коммуникативными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для самостоятельной жизни;

 - профессиональная ориентация воспитанников в соответствии с их наклонностями и способностями;

 - усвоение элементарных финансово-экономических понятий, развитие навыков активного делового взаимодействия, умение обращаться с денежными единицами;

 - освоение комплекса хозяйственно-бытовых знаний, умений и навыков;

 - усвоение основ семейно-брачных отношений, умения правильно строить взаимоотношения в своей будущей семье;

 - привитие основ общечеловеческой культуры, усвоение морально-этических норм;

 - воспитание естественной потребности в соблюдении норм и правил здорового образа жизни. 

Формы организации занятий

Программа предусматривает различные формы организации воспитанников в период пребывания в учреждении: занятия как специально организованные формы воспитания; организация свободного времени в течение дня; и сочетает в себе различные виды деятельности с учетом возрастных возможностей воспитанников.

 - групповая работа;

 - беседы, встречи;

 - дискуссии;

 - лекции;

 - тренинги;

 - ролевые игры;

 - просмотр и обсуждение видеофильмов;

 - индивидуальные консультации;

 - тестирование и диагностика;

Этапы реализации программы

Данная программа рассчитана на два года. В процессе реализации программы первый год занятия для воспитанников-выпускников Центра проводятся в теоретической форме, второй год  -  состоит в проведении  организации проживания воспитанников-выпускников в специальной тренажерной квартире, находящейся на территории Центра, оборудованной для абсолютного проживания с целью самостоятельного применения полученных знаний в процессе обучения.  Программа охватывает возрастной период с 15 – до 18 лет.

1 этап: диагностический с целью выявления уровня подготовленности к самостоятельной жизни воспитанников-выпускников Центра, а также возможностей для успешной социальной адаптации:

 - изучение научной и методической литературы по проблеме исследования;

 - изучение особенностей социальной среды и социальной ситуации, в которой находятся участники программы;

 - диагностика наиболее типичных трудностей, возникающих в процессе адаптации подростков к самостоятельной жизни.

2 этап: организационно-деятельный  -  проведения теоретических и практических занятий для воспитанников-выпускников, включая проживание в специальной оборудованной тренажерной квартире, находящейся на территории Центра.

3 этап: заключительный:

 -  совместный анализ занятий со специалистами;

 - диагностика изменений, произошедших с подростками программы в целом;

 - психолого-педагогический анализ результативности программы в целом;

 - определение перспектив реализации данной программы в дальнейшем.

Направления в работе с выпускниками

Для достижения цели, задач и ожидаемых результатов настоящей программы каждое направление включает в себя перечень мероприятий, приложений.

Направление в работе

Краткое содержание работы

Формирование Я-концепции

Мое «Я» как внутренний мир. В гармонии ли «Я» с собой. Взаимодействие моего «Я» с окружающим миром.

Правовая ориентация

Твои права и обязанности

Валеологическая ориентация

Факторы, угрожающие здоровью человека

Социально-бытовая ориентация

Рациональные потребности человека. Особенности поведения человека в различных жизненных ситуациях.

Семейная ориентация

Роль семьи в жизни человека. Любовь.

Финансово-экономическая ориентация

Бюджет. Экономия. Основные экономические понятия.

Ожидаемые результаты реализации программы:

- повышение учебной и профессиональной мотивации выпускников Центра;

- самостоятельное решение проблемы социальной адаптации в обществе,            

 - предупреждение правонарушений выпускников;

- увеличение числа выпускников, успешно адаптированных в новых социальных условиях;

- снижение уровня социальных девиаций среди выпускников.

/Upload/files/Отчет по гранту за 2 года.pdf

Гостевая комната (квартира)

Для того, чтобы быть готовыми к самостоятельной жизни, не рассчитывая на поддержку других и уметь использовать внутренние ресурсы, а также реализовывать жизненные планы, для воспитанников МБУ «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей» в конце первого полугодия 2019 года была открыта гостевая комната (квартира), с целью создания условий для временного проживания. Которая в настоящее время используется для проведения учебно-тренировочных занятий по дополнительной общей развивающей программе «Школа жизни».

              

Обнаружив в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.
Дата публикации: 02 сентября, 2019 [18:23]
Дата изменения: 11 декабря, 2019 [11:10]